27.01.2009

Практика маркетинга: Особенности рекламного рынка Мурманска

Вот подумал, что хватит уже писать об интересном, увлекательном и познавательном, пора бы запостить что-нибудь полезное. Поэтому начинаю в блоге новую рубрику (тему) – Практика маркетинга. Здесь буду выкладывать материалы, которые могут помочь маркетологам, специалистам по рекламе и PR в их повседневной трудовой деятельности, так же думаю, данные посты будут очень полезны тем, кто только начинает работать в области маркетинга.

Сегодняшний пост будет привязан к мурманскому региону, но последующие будут иметь более широкий охват (запланированные на будущее темы вы можете прочитать в конце этого поста), поэтому, если не хотите упустить что-нибудь полезное, то подписывайтесь на обновления на e-mail или RSS.

Особенности рекламного рынка Мурманска

Если вы набрали в поисковике: реклама Мурманск, промо Мурманск, BTL Мурманск», - то этот пост для вас! :-) Потому как здесь я выскажу свое субъективно-объективное мнение об особенностях рекламного рынка г. Мурманска. Почему субъективно-объективное? Да потому, как субъективное – значит «мое личное», а объективное в силу того, что с фактами не поспоришь. ;-)

При планировании своей маркетинговой активности в Мурманске, при поиске партнеров среди рекламных агентств или выстраивая взаимоотношений со СМИ напрямую, вы должны учитывать следующие особенности рекламы в Мурманске.

Наружная реклама

Если говорить о наиболее популярном формате «3 х 6», то здесь ситуация настолько проста, насколько и проблематична. В этом формате в Мурманске присутствует фактически монополизм: основная часть поверхностей принадлежит «Мурманскому Рекламному Бюро» (МРБ), т.е. счета, конечно же, вы можете получать от разных юр. лиц, но разговаривать практически всегда будете с одним человеком – Сергеем Куликовым.

В городе так же присутствует и New-Outdoor, но у них поверхностей единицы и всегда заняты постоянными клиентами, поэтому, насколько я знаю, они работают также и с МРБ.

В качестве варианта можно рассмотреть работу с рекламными агентствами. Фактически они будут брать поверхности у МРБ, но те, кто работает с ними уже давно, имеют ряд преимуществ, поэтому вы как клиент можете получить также некоторые выгоды, к примеру, отсрочку платежа.

Реклама в аэропорту

Основная часть привлекательных рекламных поверхностей в здании аэропорта Мурманска закреплена за агентством «Реальная Реклама». Соотношение «цена-качество» аудитории очень хорошее, ребята работают оперативно и всегда готовы помочь здравомыслящему клиенту.

Полиграфия

Крупное полиграфическое предприятие в городе одно – это типография «Север». У них печатается большинство газет города. Также есть типография «2х2» в городе Апатиты - там печатается еще ряд газет с меньшими тиражами или полосностью, но если вам нужен серьезный заказ с большим тиражом и полосностью больше 16 полос, то 2х2 навряд ли технологически потянет вас.

Офсет представлен следующими компаниями: «Север», «Акварель», «Милори», «Радиотрон».

Оперативной малой полиграфии пруд пруди, поэтому для простоты ориентирования в ценах, качестве и реальной оперативности порекомендую обратиться в рекламное агентство, т.к. они на потоке работают с несколькими компаниями и реально знают их возможности, а вам смогут предоставить такую же цену отсрочку платежа.

Печатные СМИ: газеты и журналы

Сразу скажу, если вам нужен результат от вашей рекламы, то купите за 15000 руб. отчет по измерению аудиторий СМИ г. Мурманска – «МурманскМедиа», и будет вам счастье! В нем, кроме рейтинга СМИ, вы сможете узнать всю подноготную об их читателях и слушателях: возраст, пол, занятость, проф. статус, доход, владение авто и ПК. Если вам нужна инфа по реально отпечатанрым тиражам, то вам сюда. А я поделюсь своими впечатлениями от работы с некоторыми из них.

По журналам

Рекомендаций дать не могу, т.к. упомянутый выше отчет показывает очень низкий процент читателей мурманских журналов, а так как в основном журналы попсовой тематики, то этот процент читателей очень размыт, и избирательность аудитории для рекламодателя определить затруднительно в отличие от того, если бы, например, журнал был бизнес-тематики.

Газеты

На протяжении нескольких лет есть два безусловных лидера среди газет – это «Комсомольская правда Мурманск» (среди ежедневников и еженедельников с ТВ-программой) и «Ва-банкъ» (среди бесплатных, рекламно-информационных газет).

Про информационные газеты упомяну то, что такие издания, как «Вечерний Мурманск», «Полярная правда», «Мурманский Вестник» в той или иной мере субсидируются или городской, или областной администрациями, что отражается на методах ведения бизнеса, редакционной политике и качественном показателе аудитории.
«Полярная правда» и «Мурманский Вестник» периодически испытывают финансовые трудности, о чем я (и другие интернет ресурсы) писали в конце 2008 года.

Стоит так же выделить лидера среди газет с частными объявлениями типа «продам – куплю – обменяю» – группу газет «РиО Мурманск».

Среди бесплатных еженедельников, кроме упомянутого «Ва-банка», есть тематическая «Строительная неделя» и «Всегда кстати». «Всегда кстати», стартовавшая значительно позже «Ва-банка», так и не смогла собрать свою аудиторию, оставаясь явным аутсайдером среди бесплатников (в немалой степени на это повлияло то, что газета так и не смогла ничем заинтересовать мурманчан). К тому же, она также в конце 2008 года испытывала трудности с финансированием.

Радио

В городе присутствуют 3 радиостанции с мурманским контентом («Power Хит Радио», «105FM» и проводное радио ГТРК «Мурман»), остальные используют федеральное вещание + у некоторых есть свои мурманские эфирные вставки. Среди всех радиостанций, а их у нас в городе 12, отмечу «Power Хит Радио». Если вам нужен хороший event, то это однозначно к ним.

ТВ

Четыре региональных ТВ-канала: ГТРК «Мурман», «СТС» («ТВ 21» - интересы Кольской ГМК, Норникель), «ТНТ–Блиц» (интересы «Мурманского Морского Пароходства»), «Арктик-ТВ» и «Море-ТВ» (включая ТВ-каналы, вещающие только в кабельной сети «Море-ТВ»). За 2008 год произошли очень интересные изменения, в том числе касающиеся вновь появившегося канала «Арктик-ТВ», а так же присутствует канал с четко выделенной мужской аудиторией. Подробнее - опять же, в «МурманскМедиа», написать более детально не могу, т.к. связан договорными обязательствами.

Интернет

Стоит обратить внимание на следующие электронные издания:

Бизнес-аудитория:

  • Mbnews.ru – Мурманские бизнес новости.
  • B-port.com – Бизнес портал Мурманска.
  • Murfin.ru- Мурманский Финансовый Сервер.

Ресурсы с широкой аудиторией и тематикой:

  • Murmansk.kp.ru – новостной ресурс мурманской редакции «Комсомольской правды».
  • Murmanout.ru – портал об отдыхе и развлечениях в Мурманске.
  • Блог, который вы сейчас читаете [Житель Крайнего Севера], то чем он может быть вам полезен, читайте в конце этого поста или здесь.

Рекламные и BTL агентства

Если дело касается промо, то я отмечу два агентства: агентство маркетинговых коммуникаций «Реальная Реклама» (юр. лицо ЗАО «Северо-Западный Консалтинг») и «Murmansk Region Promotions». Есть и другие, и частники с более низкими ценами, но эти два агентства отличаются стабильностью качества оказываемых услуг, а также опытом работы ведущих менеджеров. Эти два агентства исповедуют два разных подхода к бизнесу, пообщайтесь с их ведущими менеджерами и выберите то, что больше подходит вам. Замечу, только то, что именно эти два агентства выбирают наиболее известные и крупные компании региона. А если вам нужна маркетинговая активность в городах области: Апатиты, Североморск, Оленегорск, Мончегорск, Кировск, то без их помощи вам практически не обойтись.

А из рекламных агентств добавятся еще "Идея" и "АМГ".

Вот на сегодня и все. Задавайте вопросы, поправляйте меня, высказывайте свою точку зрения, подписывайтесь на обновления. А на будущее - в рубрике «Практика маркетинга» запланированы следующие темы: «Эффективное продвижение в Интернете: минимум затрат – максимум возможностей», «Практика PR-специалиста: Как разместить бесплатно рекламу и информацию в СМИ», «Проводим маркетинговое исследование своими силами».
Все статьи основаны на личном опыте и не являются копипастом.

UPD: если вам нужны консультации по маркетингу и рекламе в Мурманске, стучитесь в мои контакты.
________________________________________________________________
Спонсор этого поста – пресс-центр для проведения презентаций, пресс-конференций и прочих PR-мероприятий в Мурманске.
________________________________________________________________
Стоимость размещения вашего постового (анонса и ссылки на ваш ресурс) в статьях на тему «Практика маркетинга» 3WMZ, размещение ссылки на ваш интернет-ресурс (будь вы компания или фрилансер) 1 WMZ. Номера моих кошельков на web money, а так же инфа по остальным видам рекламно-информационного сотрудничества здесь.



8 Комментарий:

Анонимный комментирует...

Дима, а как же типография "Апатит-медиа", которая РЕАЛЬНО печатет половину газет Кольского полуострова? Или факт того, что Комсомолка и ВБ печатаются в Севере поднимает последнего на недосягаемую высоту?

Житель Крайнего Севера комментирует...

Приветствую.

Очень бы хотелось, чтобы мои коллеги представлялись (хотя бы в конце своего текста). А то получается общаюсь, как бы ни с кем.

Я ведь писал про Мурманск, ну упомянул еще про 2х2, которая в Апатитах. Конечно же есть еще и типографии (но мощности не те) и СМИ другие. Но я писал о лидерах т.к. если описывать каждого, то это будет второй МурманскМедиа на 100 с лишним листах.

Ради объективности любой может высказать свое мнение с упоминанием других игроков рынка рекламы с описанием их сильных сторон.

Анонимный комментирует...

В статье реклама в обществен. транспорте не упоминается совсем...
Почему такая не милость..???

Елена.

Житель Крайнего Севера комментирует...

Я не упомянул так же и изготовителей наружной рекламы, events и наверняка сделаю продолжение этой темы в будущих постах, а заодно подкорректирую информацию этого поста, если будут изменения.

Информации, мыслей, практики очень много и все в одном тексте не стоит расписывать т.к. многие, как говорится, не осилят столько букв (не захотят потратить столько времени на одну статью).

А вообще задавайте вопросы, если интересна еще какая-нибудь информация и я или отвечу в камментах к этому посту или же напишу отдельный.

Анонимный комментирует...

Неплохой _саморекламный_ пост :)
Стоит это где-нибудь отразить в начале текста, чтобы у читателей, незнакомых с рынком Мурманска, не создавалось ложного ощущения.

Ресурсы с широкой аудиторией и тематикой:

* Murmansk.kp.ru – новостной ресурс мурманской редакции «Комсомольской правды».
* Murmanout.ru – портал об отдыхе и развлечениях в Мурманске.
* Блог, который вы сейчас читаете [Житель Крайнего Севера], то чем он может быть вам полезен, читайте в конце этого поста или здесь.

Вот это просто 5 баллов!
Где рио и мкап, одни из лидеров в "мурнете"?

Житель Крайнего Севера комментирует...

>> Где рио и мкап, одни из лидеров в "мурнете"?

Именно для таких моментов я и попросил в конце своего поста: "...поправляйте меня, высказывайте свою точку зрения...". Каждый кто не согласен с моей точкой зрения в том числе и конкуренты, а так же кто хочет, что бы торжество справедливости наступило (т.е. дополнить инфу) могут высказаться в камментах. Кстати за что вам и спасибо.

Да простят меня Андрей и Илья из РиО за то, что забыл про их сайты. Особенно про mkap.ru - ресурс с хорошей посещаемостью и лидер в своей области (трудоустройство), как собственно и их печатные издания, которые имея сравнительно небольшой тираж, являются лидерами в своем сегменте.

Кстати тоже самое могу сказать и про радио Маяк, не блеща высоким рейтнгом среди всех радиостанций. Эта радиостанция ИМХО лидер (а других просто в Мурманске нет) среди информационного радио т.е. с аудиторией, где отсутствуют школьники и т.д.

>> Неплохой _саморекламный_ пост :)

По факту к саморекламе могу отнести, только следующее "Ресурсы с широкой аудиторией и тематикой:

Блог, который вы сейчас читаете [Житель Крайнего Севера], то чем он может быть вам полезен, читайте в конце этого поста или здесь." ибо остальное подкрепляется фактами.

>>чтобы у читателей, незнакомых с рынком Мурманска, не создавалось ложного ощущения.

Ложное впечатление о чем? Все основано на фактах, кое что я возможно не упомянул, но согласитесь тема достаточно большая и некоторые моменты мог упустить (тем более большие посты пишу в основном поздно вечером). Как уже упомянул, каждый меня может поправить и дополнить.

Анонимный комментирует...

К первому комменту:
Комсомолка и ВБ печатаются в Севере потому-что Комсомолка - ежедневка. Или может Вы подрядитесь ее тираж каждый день из Апатит возить? А ВБ - для пользы Севера... Как Вы думаете? Комсомолка и ВБ - одна организация, и будет печатеться в разных типографиях? Смысл объясните. Или хотите финансовые возможности ИД посчитать?

Высота тут ни при чем. Соображать иногда надо.

Житель Крайнего Севера комментирует...

По типографии собственно и объяснять нечего :)
Кроме Севера тиражи "Комсомольская правда Мурманск" и "Ва-банкъ" больше никто не потянет в Мурманске, а если брать другие города и области, от вопрос логистике ставит в тупик.

Кстати тот же Север на данный момент не может удовлетворить все потребности КП-Мурманск.

Отправить комментарий

Кнопки

Яндекс цитирования Rambler's Top100